Вовка

Там-там – Бам-пам, там-там – Бам-пам… Что это?

1969 год. Я, ученик 10-го класса, прохожу по шестому этажу нашей музыкалки, и это, до боли знакомое звучание, доносится из класса, где занимаются барабанщики. Ну-ка, ну-ка, посмотрим, кто это там бузит? Открываю, захожу и вижу только гэдээровскую установку. А где сам? Приподнимаюсь на цыпочки, и появляется лицо белобрысого шестиклашки с открытой улыбкой и смеющимися глазами.

– Здорово! Тебя как зовут?

– Володя, а Вас я знаю.

– Тебя кто этому научил? 

– Да я сам научился, видел, как Вы играли на школьном вечере…

Я, продвинутый в те годы в вопросах биг-бита, предлагаю:

– Слушай, это уже давно не модно, так уже не играют. Хочешь, покажу тебе последнее?

– Конечно, хочу! Покажите, пожалуйста!

Я уверенно сажусь за барабаны, сидеть за которыми уже приходилось, и не раз.

– Слухай сюда…

Там-там – Бам-пам, ‘там-‘там – Бам-пам, Там-там – Бам-пам, ‘там-‘там – Бам-пам…

Володя восхищённо наблюдал за супермодными подначками малого барабана. Я почувствовал, что ему хочется остаться одному и позаниматься.

– Ну, если понял – привет! Дерзай!

– Спасибо! Спасибо большое!

Я закрыл две толстенные двери и прислушался. Из класса осторожненько стало доноситься:

Там-там – Бам-пам, ‘там-‘там – Бам-пам, Там-там – Бам-пам, ‘там-‘там – Бам-пам…

Вот это уже другое дело!

Так я познакомился с Володей Беляевым…

…………………………………………………………………………………………..

Прошло много лет. Володя стал набирать авторитет среди музыкантов, но встречаться и работать вместе нам не приходилось. Наконец, получив приглашение в «Песняры», я прихожу в офис к Мулявину, в общагу филармонии, и сталкиваюсь на пороге с Беляевым. Та же обаятельная улыбка.

– Володя, привет! Ты здесь?

– Да, меня тоже пригласили. Будем работать вместе.

– Так это здорово! А ты помнишь наш первый урок в школе? 

– Конечно! Как не помнить?

Там-там – Бам-пам, ‘там-‘там – Бам-пам, Там-там – Бам-пам, ‘там-‘там – Бам-пам…

Я рассмеялся, и мы пожали друг другу руки. Рука у него была крепкая и жёсткая. И характер, как выяснилось впоследствии, такой же. Этот характер и помог ему стать таким, каким он стал, и достигнуть того, о чём он мечтал всю жизнь…

* * *

Если можно представить себе, что такое фанат, то это и был Володя Беляев. Жизнь просто тихо просачивалась сквозь его каждодневный и не утихающий relationship с миром палочек, нот, имитаторов, и самих – волшебных барабанов. Откуда это было в нём, непонятно!

Этот человек первым приходил на площадку того города, где мы гастролировали, и последним недовольно оттуда уходил. В автобусе или в самолёте на ухо надевались наушники от плэйера, вытаскивались из сумочки палочки, и продолжалось уже биение по коленям.

В номере гостиницы какого-нибудь очередного Мухосранска мы обычно собирались попить чайку после концерта. Казалось, можно было уже, наконец, расслабиться, но не тут-то было. Этот постоянный «укор нашей музыкальной совести» брал в одну руку стакан с чаем, а в другую – палочку, наушник любезно смещался с одного уха, и дрессировка продолжалась, наряду с нашим общением.

– Володя, а что, ты ещё не наигрался?

– Что? Что ты говоришь?

– Ну, прекрати уже! Просто достал всех своим фанатизмом! Сколько можно? Зачем это тебе?

– Зачем-за-а-чем, ты повстреча-алась, на моём жи-зненном пути?

Обаятельная улыбка сопровождала его пение. Разве на него можно было обижаться?

С нотами этот человек был на «ты». Настоящий профессионал. Всё играл буквально с листа, независимо от сложности написанного. Я так отвык от этого, все предыдущие годы, пытаясь подстроиться под скромные возможности моих коллег, а тут – пиши что хочешь, наворачивай. Только понимание того, что не надо наворачивать, пришло значительно позже.

– Володя, подскажи, пожалуйста, как здесь лучше сыграть?

– Ну, что тебе сказать… Steve Gadd обычно в таких местах играет так… Billy Cobham – так, а Dave Weckl, как правило, так…

– Издеваешься?

В ответ – очаровательная беляевская улыбка…

* * *

Концерты в Венгрии. В Будапеште афиши знаменитого Carlos Santana. Два Володи (второй – Ткаченко) и наш звуковик, Ваня Чвялев, ринулись туда, не раздумывая о ценах на билеты. После концерта бурное восхищение и самим Карлой, и его звучанием, и его перкуссистами. Володины глаза горят огнём, он весь подстёгнут новыми впечатлениями. Теперь ясно как, и в какую сторону копать. И копание продолжается с новой силой – живой и повседневный укор нашему лентяйству…

На Кубе, на фестивале в Варадеро, узнаём о предстоящем ночном концерте легендарного Артуро Сандовала с его новой группой. Концерт в бассейне отеля на наспех сколоченной сцене. Начинается поздно ночью, и из добровольцев, желающих посетить его, только мы с Володей. Наконец, это удивительное действо началось…

Мы стоим в толпе поклонников, тесно прижатые друг к другу, и с огромным наслаждением впитываем запах моря, тропиков и этот запах фантастической энергии и свободы неподражаемого Артуро и его хлопцев. Это та музыка, которая нас покорила уже давно, и та, которую мы и мечтаем играть так давно…

В Бомбее оказываемся в зале, где только что закончился всемирный фестиваль джазовых барабанщиков. Как бы тут не ударить лицом в грязь? Наконец, барабанное соло – напрягаемся выдать всё. Володя – центр внимания, и весьма лихо даёт прикурить фирмачам. Поднятые вверх большие пальцы работников сцены, и их одобрительные чёрные лица – а в ответ очаровательная Володина улыбка. Мы ведь тоже не лыком шиты? Столько лет «копали», вот кое-кто и «накопал»!

Там-там – Бам-пам, ‘там-‘там – Бам-пам, Там-там – Бам-пам, ‘там-‘там – Бам-пам…

Светлая тебе, Вовчик, память!